![]() |
![]() ![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Беларуская версія
English version
Wersja polska
О мастере. Моё имя Алесь Чумаков. Мне 24 года. Уже несколько лет я занимаюсь изготовлением гуслей, изучением истории этого инструмента, теории и практики гусельного мастерства. Мой учитель Змитер Сосновский, руководитель группы средневековой музыки "Стары Ольса", музыкант, историк, один из учеников известного латышского мастера музыкальных инструментов Донатса Вутинса (Donats Vucins). Необходимое количество работ я выполнил под руководством Змитера, сейчас изготавливаю гусли самостоятельно.
Летом 2004 года взял в ученики Алеся Сурбу. С 2005 года работаем над инструментами вместе.
Заказать инструмент. По договорённости мы можем изготовить любой из типов гуслей, описанных на сайте, как на этой странице, так и на любой другой странице сайта. Всячески будем содействовать беларуским фольклорным коллективам и сольным исполнителям из Беларуси в целях возрождения традиции и интереса к инструменту у нас на Родине.
Корпус - ель. Колки - дуб. Струны металлические. Строй: c1, d1, e1(eb1), f1, g1, a1(ab1), c2. Плетёный пояс используется в качестве ремня для игры стоя. Это тоже часть традиции. |
Корпус - ель. Колки - дуб. Струны металлические, первые три - в медной обмотке (басы). Строй: c0, g0, a0, c1, d1, e1, f1, g1, a1, b2, c2, d2, e2, f2, g2. Эта работа почти полностью выполнена без моего вмешательства моим учеником Алесем Сурбой. |
Особенности этой, слегка изогнутой формы инструмента: чуть лучше подзвученые басы (за счёт смещения басовых струн вглубь корпуса), удобство размещения рук, и сочные призвуки от эстетически гармонично увеличенного крыла. Строй: g0, a0, c1, d1, e1, f1, g1, a1, b1, c2. Очень рекомендую послушать примеры звучания этого поистине чудесного инструмента. |
Манеры игры. Первая возможная - это обычная, где левая рука глушит струны, а вот вторая возможная манера игры - характерная именно для таких инструментов - обе руки играют мелодию, перебирая струны, причём в каждом аккорде каждому игровому пальцу соответствует своя струна (обычно используются большой, указательный и средний пальцы обеих рук). К инструменту на фотографии был сшит мягкий трёхслойный чехол (кожзам/поролон/подкладка) с ремнём и ручкой для переноски. Такой чехол помогает уберечь инструмент в дороге от ударов, влажности и холода. А в хранении - от самого главного врага всех музыкальных инструментов - от пыли. |
На этом экземпляре был проведён эксперимент. В книге А.С.Фаминцына было приведено изображение архаичных гуслей (фото инструмента из Санкт-Петербургской коллекции), на которых не сохранилось струн, но реставраторы оставили колок в декоративном завитке, в дополнение к колкам, которые размещены по границе корпуса (линия колков). Обычно завиток в гуслях такого типа не используется совсем, или через отверстие в нём протягивается шнурок или пояс, чтобы играть стоя, или чтобы вешать инструмент на стену. В этих гуслях я попробовал натянуть дополнительную, шестую, наиболее длинную струну (бас) к колку, который вкручен в декоративный завиток. Никаких сведений про то, что это типичное явление, нет. Однако такие гусли встречались. И, как результат эксперимента, играть на таком инструменте приятней, чем на гуслях с басом обычной длины. Известно, что чем длинней бас, тем больший смысл приобретает его наличие. |
Не доказано, что кантеле были распространены на территории Беларуси, но перенесение особенностей крыловидных гуслей на кантеле можно считать хорошим экспериментом. Вполне жизнеспособным. К этим гуслям вполне применим эпитет "звончатые", потому что гусли настроены очень высоко (c#2 - d3) и натяжение металлических струн этих гуслей сравнительно большое. Строй: c#2, e2, f#2, g#2, a2, h2, c#3, d3. Манера игры описана у Привалова: играют сидя, гусли прислонены к животу (колки слева, наиболее длинная струна внизу). Левая рука глушит струны. Правая "выщипывает" либо "бряцает". |
Немного об инструменте на фото. Инструмент схожий с этим был найден в Новгороде в слоях XIII в. 7 струн, одна из них бурдонная с обмоткой, строй остальных (стальные) - диатонический. По мнению В.И.Поветкина использование металлических струн полностью обоснованно и подтверждено археологическими находками и экспериментальной археологией. На декоративном завитке вырезаны две птицы, похожие на птиц с Новгородской находки. Вероятные техники игры: 1) гусли держат вертикально, правая рука выщипывает либо бряцает, левая рука через "окно" глушит струны не входящие в аккорд и защипывает эти же струны по необходимости; 2) гусли держат вертикально, правая рука ведёт мелодическую партию, левая - ритмическую бурдонную через игровое окно на первой струне; 3) гусли ставят на колени тыльной стороной к животу, правая рука выщипывает либо бряцает, левая рука сверху глушит струны не входящие в аккорд и защипывает эти же струны по необходимости, "окно" не используется. |
Манера игры описана у Привалова: играют сидя, гусли прислонены к животу (колки слева, наиболее длинная струна внизу). Левая рука глушит струны. Правая "выщипывает" либо "бряцает". Открылок служит для того, чтобы удобнее расположить левую руку, для усиления звука, для придания дополнительной "прелести" к тембровой окраске звука. К инструменту на фотографии был сшит мягкий трёхслойный чехол (кожзам/поролон/подкладка) с ремнём и ручкой для переноски. Такой чехол помогает уберечь инструмент в дороге от ударов, влажности и холода. А в хранении - от самого главного врага всех музыкальных инструментов - от пыли. |
Строй: g2, a2, h(или hb)2, c3, d3. |
Считается что этот раннеславянский музыкальный инструмент общий для всех восточных славян. Первые упоминания: V-VI вв. н.э. Одна мелодическая струна, две бурдонных. Техника игры: инструмент ставится на колени вертикально, правая рука водит смычок, левая приставляет пальцы к мелодической струне (слегка касаясь). |
E-mail для контактов: edellin@mail.ru.
Алесь Чумаков. Минск. 2005 год.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
E-mail для контактов: edellin@mail.ru |
![]() |